Урок 6.3. Композиция, часть 3.

Урок 6.3. Композиция, часть 3.

Следующие четыре правила в большой и важной теме «Композиция».

Предыдущие части этой темы вы можете найти здесь и здесь.

ПРАВИЛО №7 — Ракурс

Необычный подход, оригинальность, новые идеи — черты творческого человека. В композиции фотографии за необычный подход отвечает ракурс съемки. Порой кажется, что может быть проще и привычнее, чем съемка портрета? Фотоаппарат приблизительно на уровне глаз портретируемого, профиль, фас… Любители «щелкать фотки» снимают все подряд с уровня глаз. А что будет, если подняться по лестничной клетке на пролет выше, чем располагается модель и сделать кадр сверху? Или попробовать опустить фотокамеру на уровень пола и сфотографировать с нижней точки?

Экспериментируйте — и вы заметите, что человек может смотреться на снимке не так, как многие привыкли видеть его.

Аналогично с пейзажами — достаточно опустить фотоаппарат, и на переднем плане возникнут цветы, трава или брусчатка и обувь случайного прохожего. Новое всегда интересно и способно привлечь внимание зрителя. Портреты обычно лучше выглядят именно в вертикальном формате, также как и снимки высоких зданий или жирафов. Диагональная композиция создает эффект динамики, чего-то противоположного спокойствию.

Как определить, с какого уровня нужно снимать? Съемка человека или животного сверху принижает их, а съемка снизу, наоборот, позволяет им выглядеть значительнее. Съемка привычных сцен и объектов сверху или снизу позволяет взглянуть на них по-новому. Фотографии детей и животных получаются более доверительными, если снимать с уровня глаз моделей. Съемка с любого уровня, кроме уровня глаз человека, сообщает фотоснимку интересный ракурс уже потому, что он отличается от привычного для нас способа видеть вещи.

Фотограф почти никогда не снимает что-то с высоты собственного роста/с уровня глаз. Возможно, Вы замечали, что порой фотографы принимают довольно забавные позы, чтобы получить хороший кадр.

 

 

ПРАВИЛО 8 — Пространство

Фотография — изображение на плоскости определенного участка пространства. Утверждение банальное, но многие любители не привыкли учитывать эту особенность при съемке. Как результат – «плоские» снимки, в которых передний план прилипает к заднему, в которых нет воздуха, а горы, кажущиеся величественными и далекими, оказываются нелепыми холмами. Дело в том, что мы видим вещи двумя глазами, а расстояния до объектов оцениваем подсознательно. Когда смотрим на фотографию, этот процесс не происходит, потому что лист бумаги плоский.

Для того, чтобы получить ощущение пространства, нужно использовать специальные приемы построения изображения:

Прием №1 — перспектива.

  • Воздушная перспектива.
  • Особенно легко ее обозначить во время туманной или дождливой погоды. Малозаметные частицы пыли и воды делают предметы, расположенные от нас на более–менее серьезном расстоянии не такими контрастными. Именно поэтому для съемки пейзажей лучше всего подходят вечер и раннее утро, когда запечатлеть такое состояние природы особенно легко.

  • Уменьшение размера предметов одинаковой величины
  • Чем дальше от вашего глаза расположен предмет, тем он становится меньше, точно также его «видит» и объектив фотокамеры. Если делать снимки таким образом, чтобы в кадр попал ряд объектов на разном расстоянии, обладающих одинаковыми размерами, то можно получить иллюзию объема и уходящего вдаль пространства.

  • Тональная перспектива
  • Если оттенки заднего плана более холодные (голубые/синие), если его изображение светлее переднего, а контрасты ниже, чем на переднем — в кадре появится глубина. Когда оттенки заднего плана теплые (красные, оранжевые), контрасты – высокие, а его изображение темное, добиться большой глубины вряд ли получится.

  • Линейная перспектива
  • Это, пожалуй, первый способ получения перспективы на изображениях. Основан он на том, что параллельные линии, уходящие вдаль, кажутся нашему глазу стремящимися друг к другу и в конечном итоге сходящимися где–то у линии горизонта.
  • Этому зрительному обману подвержены и линзы фотокамеры. Включение сходящихся линий (уходящая вдаль проселочная дорога, железнодорожное полотно и т. п.) в пейзаж сделает его особенно притягательным и объемным.

  • Многоплановая композиция
  • Перспектива в фотографии может быть выражена особенно ярко, если на ней использованы не только передний и задний планы, но и обозначен средний. Начинающим фотографам достаточно использовать только задний и передний план и стараться избегать наиболее частой ошибки – использования только одного плана.

 Прием №2 — Масштаб.

Если на пейзажной фотографии изображены гладь океана или горы, но их не с чем сравнить, глаза зрителя «уменьшат» их, подгонят к комфортным размерам для внутреннего спокойствия. Достаточно установить точку отсчета — разместить в сюжет маленькую фигуру человека, крошечный (но узнаваемый) парус — пространство сразу наполнится внутренней шалой и «зазвучит».

ПРАВИЛО №9 — Фрейминг

От англ. Framе – «обрамлять».

Многие люди помещают фотографии в рамки. Но можно «обрамить» объект во время съемки. Идея фрейминга — выделить основной объект съемки, создавая для него рамку из второстепенных элементов.

Вариант №1 — естественный фрейминг. Это самый простой вариант. Если говорить о портрете, можно сфотографировать человека через окно дома или автомобиля, через просвет между ветками деревьев, или поставить его в дверной проем. То есть заключить портретируемого в видимую рамку. Снимая закат или вид на море, примените эффект рамки (например. включите в кадр ветку цветущего дерева), и ваш вариант этого обычного сюжета выйдет более привлекательным.

Вариант №2- фрейминг кадрированием. В этом случае границей кадра обрезают объекты переднего плана, что подразумевает: «все иное отбросили, поскольку для сюжета оно абсолютно не важно». Такой прием часто используют в репортажной и жанровой съемке -границей кадра можно «отрезать» например, кусок от человека, сделав его таким образом участником, а не зрителем, выводя из центральной часта сюжета.

Вариант №3 — пейзажный фрейминг. Для создания выразительного переднего плана в пейзажной съемке вводят фрагменты веток дерева, находящегося недалеко от фотоаппарата, или пенек, валун и подобные элементы, лежащие на земле. Самое важное — следить за тем, чтоб объект фрейминга был достаточно красивым с одной стороны, и не отвлекал внимание от главного сюжета — с другой.

Объекты на переднем плане создают эффект рамки, делая снимок интереснее, и добавляют ему глубины. Обрамляющие объекты используют для того, чтобы спрятать лишние детали на фото. Применяя эффект рамки, убедитесь что достаточно закрыли диафрагму, чтобы увеличить глубину резкости: расфокусированный передний план обычно выглядит как ошибка.

ПРАВИЛО №10 — Решающий момент

Возможно, вы не занимаетесь фотожурналистикой, зато наверняка можете снимать какие-то семейные события: праздники, соревнования, танцы или другие сюжеты. Выбор удачного момента поможет в этих случаях. Пожалуй, это самый сложный и философский композиционный прием. Его суть: в любом событие, в любой ситуации есть отчетливо выделяющиеся этапы — завязка, развитие, кульминация и развязка. В кинофильме режиссер имеет возможность показать каждый этап. Потому что в жанре присутствует понятие «продолжительность». В фотографии нам необходимо найти единственное мгновение, которое полностью передаст понимание происходящего.

Например, вы решили сфотографировать ryляющих по парку влюбленных. Когда сделать снимок — когда они смотрят друг на друга (взаимное чувство в кадре), когда она смотрит на него, а он — в сторону (нерешительность, игра, конфликт), или когда они уходят из парка и направляются к автомобилю (возврат к обыденности, развязка)? Или когда она смотрит на него, он делает вид, будто не видит, но краем глаза наблюдает за ней. Вокруг — парк, а на заднем плане — машины, дорога… и скучающей человек на скамейке с газетой, который бросает скользящий взгляд на пару? Вероятней всего, именно этот «многослойный» кадр наиболее интересен., глубок и сможет удерживать внимание зрителя. Не нужно стараться включить в фотографию как можно больше всего — напротив, краткость — сестра таланта. Необходимо постараться сделать такой снимок, глядя на который легко представить, что происходило «до» и что произойдет «после». По сути, нужно уловить состояние перехода от статичной и понятной ситуации к необыденной.

Как научиться чувствовать момент? Заранее разузнайте побольше о событие, которое будете снимать. Если вам предстоит фотографировать спортивные соревнования, уточните больше о самой игре, о том, когда ожидать самые важные моменты. Готовясь к съемке свадьбы, подумайте, какие моменты вам (или молодоженам и их гостям) захотелось бы видеть на фотографиях. Например, поймать момент когда жених и невеста угощают друг друга первым куском свадебного торта.

Понятие «решающий момент» (decisive moment), было введено французом Анри Картье-Брессоном. В его работах на этом приеме строится вся съемка. Для того, чтобы лучше понять этот метод, посмотрите несколько альбомов этого фотографа.

Будьте в нужном месте, подумайте, с каких точек лучше снимать происходящее. И тогда в решающий момент вы будете готовы.

© 2011 ‐ 2018, Klio. Все права защищены.

Комментарии:

1 Отзыв

  1. Avatar
    вика-кладин Май 13, 2014

    сууууууууууууууууууппппппппппппппппппеееееееееееееееееееееееерррррррррррррррррррррррррррррррррррр

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *