Урок 6.2. Композиция, часть 2.
Продолжаем изучать большую тему «Композиция», начатую в предыдущем уроке. В уроке 6.1. мы рассмотрели первые два правила композиции, в этом уроке будут изложены еще 4.
Правило №3 – Правило третей
Если на листке бумаги поставить точку, будет ли этого достаточно для возникновения структуры? Оказывается, что да. Потому что эта точка делит пространство на части и, независимо от нашего желания, в этом делении глаз ищет гармонию. В результате, мы приходим к довольно интересным выводам: если на кадр мысленно наложить «сетку» и расположить основные композиционные элементы в соответствии с ней — то фотография получится красивой, органичной и легко «читающейся». Самый простой способ деления — пополам. Однако глазам не очень нравится сравнивать одинаковые по размеру предметы. Если же расположить объект таким образом, что кадр поделится на 3 части. Такое деление воспримется как интересное с одной стороны, как достаточно простое для сравнения — с другой. Отсюда и правило третей.
Бытует мнение, что объекты, которые содержат в себе «золотое сечение» воспринимаются человеком как наиболее гармоничные. Это правило предписывает разделить кадр на равные части при помощи двух горизонтальных и двух вертикальных линий. Объект размещают на любом пересечении этих четырех линий — в зрительных центрах. Изобрел закон Леонардо да Винчи, который обнаружил, что человек всегда сосредотачивает свое внимание на четырех точках пересечения, независимо от формата кадра ила картины.
Правило №4 — Контраст
На что мы обращаем внимание, когда видим фотографию? Многое думают, что первый взгляд должен упасть на главный сюжет снимка. На самом деле глаза «цепляются` за самый яркий и сильный контраст изображения. Светлое и темное, если это черно-белая фотография, или контраст цветов, если цветная. Для правильного построения композиции важно, чтобы эти контрасты совпали с главным сюжетом кадра. Если сюжет расходится с основным контрастом, то создать интересный и красивый снимок практически невозможно, какие бы другие композиционные средства не использовались.
При съемке важно помнить о таких вещах: При построении кадра внимательно проследите за тем, чтобы на фоне контраст был меньше, чем контраст на объекте.
Заранее определите для себя, какой будет фотография — черно-белой или цветной. Потому, что в зависимости от этого, основной контраст снимка может поменяться существенным образом. К примеру, красная машина, проезжающая на заднем плане, может отвлечь внимания на цветном фото, а на черно-белом окажется достаточно незаметной.
Правило №5 — Силуэт
Представьте, что в час пик вы стоите на многолюдной улице и разговариваете по телефону. Вокруг вас идут люди, все они разговаривают… понятно, услышать что-либо в такой гамме невозможно. Похожее происходит с фотоснимком. Когда силуэт основного объекта недостаточно четкий — воспринять и «прочитать» изображение практически невозможно. Каким бы интересным ни был сюжет, фотография «не сложится». Говоря о четкости силуэта имеется в виду не столько резкость. сколько чистота линий, логичность и красота контура. Подобно использованию контраста, если контур главной сюжетной фигуры «разбивается» случайным элементом, снимок теряет качество как с точки зрения его привлекательности, так и с точки зрения передачи смысла и сюжета. Если контраст на фото достаточно высок, тогда силуэт станет важным элементом композиции.
Отстранитесь от сюжета и оцените взглядом весь силуэт вашего главного объекта — не возникают ли где-то случайные элементы, разрушающее смысловую и графическую цельность сюжета. К примеру. голова, «обрезанная» линией горизонта или ветки и столбы, «вырастающие» из головы и т.д. Пройдитесь взглядом по периметру всего кадра, исключая случайные и ненужные для сюжета объекты, которые точат из краев или углов снимка. Это важно потому, что такие «обрезанные» объекты зачастую привлекают к себе много внимания.
Правило №6 — Резкость
Правило №4 говорит, что в первую очередь глаз человека обращает внимание не на сюжет, а на самый сильный контраст в фотографии. Однако контраст может проявляться не только на макроуровне: светлое окно/темная стена или светлая кожа/темные глаза. На микроуровне он не менее важен и, пожалуй, более заметен — потому что резкость и является микроконстрастом.
Решение с резкостью вполне однозначное — если главный сюжет не совпадает с точкой максимальной резкости, если резкость выпадает из кадра — сделать удачную фотографию будет сложно. Но в этом заложены большие потенциальные возможности резкости как приема композиции. Уменьшая или увеличивая глубину резкости, можно включать или убирать из сюжета элементы пространства. Неизвестно, какой из приемов сильнее — точная работа с резкостью или кадрирование. Приведу реальный пример. Существует убеждение, что портрет необходимо фотографировать с минимальной глубиной резкости. Так и есть, размытый задний план получающийся при открытой диафрагме, создает хороший фон для псиxологического портрета. Но если задача фотографа — передать настроение не только позой, мимикой лица, но и окружением (красивая ткань, фактурная кирпичная стена, богатый формами и красками осенний лес), тогда необходимо увеличить глубину резкости. Прикрыв диафрагму, получается принципиально другой по настроению и содержанию снимок. В первом случае мы фотографировали портрет человека «в себе» и использовали окружение ключевого героя как подходящий размытый фон, а во втором сместили акцент на взаимоотношения окружающего пространства и человека.
Выбор зоны резкости — участка пространства, который будет передан с минимальным уровнем микро-контраста и максимальной детализацией — одна из самых важных задач, которую решает фотограф при грамотном построении композиции. По этой причине многие профессионалы работают в ручном режиме или же в режиме приоритета диафрагмы — именно в них максимальная степень контроля над резкостью.
Домашнее задание остается таким же, как и на прошлом уроке:
Задание будет творческое. Что-то вроде школьных сочинений по русскому языку, только у нас будет сочинение по фотографии.
Так вот – вам нужно снять фото на тему «Весна пришла!»
Оценивать буду технику — правильность исполнения фотографии, а также творческую часть — саму идею :) Вы можете фотографировать как кукол на природе, так и кукол без природы, так и саму природу и вообще все, что угодно по теме. Главное — не забудьте вспомнить всё, что мы прошли на предыдущих 5-ти уроках.
Жду Ваших работ в этом альбоме.
При подготовке статьи использованы материалы Светланы Статышнюк.© 2011 ‐ 2018, Klio. Все права защищены.