Урок 6.4. Композиция, часть 4

Урок 6.4. Композиция, часть 4

Сегодня мы заканчиваем изучать правила композиции. Это будет последний урок по этой теме — последние три правила. Очень важно ознакомиться с первой, второй, и третьей частью темы.

ПРАВИЛО №11 — Движение

Нажимая на спусковую кнопку фотоаппарата, мы останавливаем одно мгновение жизни. Однако в хороших снимках движение словно продолжается… Чтобы сделать фотографию в движении и правильно передать процесс перемещения, необходимо удачно выбрать момент и нажать вовремя на спуск. Не раньше, не позже — именно в то мгновение, когда движущийся объект займет характерное для него положение. Например, попавший в кадр идущий человек может испортить его, если замрет на фото в неудобной, неуравновешенной позе, с поднятой ногой. При съемке портрета движение обычно происходит в направлении взгляда, поэтому при компоновке кадра для взгляда принято оставлять свободное пространство, тем самым уравновешивая композицию; движущемуся предмету необходимо оставлять свободное пространство в направлении движения.

Научиться ловить нужное мгновение несложно. Для этого нужно знать: с того момента, когда палец нажимает на спуск, до момента, когда открываются шторки фотоаппарата, пройдет определенное время. Совсем небольшое, но вполне достаточное для того, чтоб нога каратиста, например, уже ударила партнера и на фотографии оказалась остановленной на полпути к полу. Перед тем, как снимать динамические сюжеты, имеет смысл понаблюдать, как протекают такие моменты, еще лучше — научиться нажимать на спуск немного раньше, чем реально случится то, за чем предстоит охота.

ПРАВИЛО №12 — Отражения и тени

В мире фотографии отражение — сильный прием композиции, который делает снимок более броским, более интересным. Отражение можно словить в обычном зеркале — наиболее простой вариант, в луже — переломленное по прихоти проезжающего по луже велосипедиста или ветра, в оконном стекле — смешанное с реальным миром, видимым через это стекло, в капоте припаркованного автомобиля и, наконец, в чашке чая… Попробуйте найти отражение и сфотографировать его — есть гарантия, что смешивая «потустороннее» и реальное, можно не только здорово провести время, но и получить красивые фотографии.

Аналогичная ситуация с тенями — они, зачастую, более необычны, чем оригиналы, отбрасывающие их. Хороший вариант — поймать в кадре сразу оба объекта: и тень, и оригинал, причем ловить так, чтоб между ними возник напряженный диалог, а лучше — спор. Фактически, используя тени, получаем возможность показать объект из двух сторон, при этом одна из них (тень) может сильно изменяться в зависимости от желания. Допустим, тень человека может лежать на асфальте, а может стремительно подыматься по ступенькам лестницы, вытягиваясь в тонкую линию. Помимо этого, тени создают ритмы даже тогда, когда объекты, отбрасывающие их, расположены за пределами кадра.

Экспериментируйте и отражениями, и тенями — мир вокруг загадочнее и шире, чем мы привыкли видеть:

  • Отражения объектов в воде интересно деформируются и разрываются.
  • Преломленные лучи, которые по форме напоминают звезды, получаются, если солнце находится позади одного или нескольких объектов, так что солнечным лучам приходится огибать их.
  • Блики появляются, когда в объектив попадают прямые лучи света.
  • Блики могут быть источником потрясающих эффектов.
  • Стеклянные стены современных зданий — превосходные отражающие поверхности.
  • Фокусировать камеру нужно не на самой отражающей поверхности, а на отражениях, иначе они получатся нерезкими.

ПРАВИЛО №13 — Равновесие

Профессиональные фотографы всегда «носят» с собой композиционные «весы» и, рассматривая фотографии, мысленно взвешивают их содержимое (очевидно,что темные тона тяжелее светлых, а зеленый предмет перевесит красный). Интересна та фотография, на которой предметы подчиняются законам тяготения. Если внутри каждого кадра царят равновесие и гармония, на этапе ученичества есть смысл поснимать натюрморты — «мертвая» натура позволяет не спеша продумать все элементы композиции. Фотографируя натюрморт нужно, прежде всего, найти место для главного объекта, а после этого можно заполнить свободное пространство фотографии чем-то другим. Стоит включить внутренние «весы» и начать анализировать уравновешенность картинок, как обнаружится, что некоторые из них требуют хирургического вмешательства — кадрировки, то есть «ампутации» свободного пространства. От этого снимки обычно только выигрывают. Самым простым решением обычно кажется симметричная композиция или центральное расположение главного объекта. Однако симметрия убивает жизнь, природа симметрии не любит. Зато ее любят архитекторы, поэтому при съемке симметричных сооружений, ассиметричная композиция будет органична. Продуманное нарушение симметричного равновесия может придать фотографии дополнительный смысл, загадочность. Такой кадр должен вызывать у зрителя неосознанное беспокойство, удерживая на себе его внимание.

Выстраивая кадр, старайтесь не размещать все объекты в одной половине, иначе снимок развалится. Если верх фото будет очень темным, а низ светлым — зритель инстинктивно захочет его перевернуть.

Домашнее задание для участников нашей группы ВКонтакте остается прежним — снять фото на тему «Весна пришла!»

Кто не сдал — это ваш последний шанс сдать работу!
Кто сдал, но хочет снимать ещё – также приму Ваши работы и поставлю Вам баллы за них.

Оценивать буду технику – правильность исполнения фотографии, а также творческую часть – саму идею :) Вы можете фотографировать как кукол на природе, так и кукол без природы, так и саму природу и вообще все, что угодно по теме. Главное – не забудьте вспомнить всё, что мы прошли на предыдущих 5-ти уроках, а также попробуйте использовать правила композиции.

Жду Ваших работ в этом альбоме.

Крайний срок сдачи: 03 апреля 22:00 (МСК).

© 2011 ‐ 2018, Klio. Все права защищены.

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *