Урок 6.1. Композиция. Часть 1.

Урок 6.1. Композиция. Часть 1.

Вы когда-нибудь задумывались, почему хорошие фотографы делают потрясающие фото, снимая старые дома, лестницы, машины, фонари, яблоки, в то время, когда вам, подчас, трудно найти хотя бы какой-то достойный объект для съемки? Как правило, о фотографии судят, задавая три вопроса:

  1. Что видел фотограф?
  2. Как он это видел?
  3. Как передал увиденное?

Понимать, как работает фотоаппарат важно, чтобы знать, как снимать (урок 4 и урок 5). Но это понимание не сделает снимки лучше. Есть множество средств снимать более интересные фото. И одно из них – композиция.

С сегодняшнего дня мы начинаем изучать этот довольно большой раздел.
Те, кто занимается/занимался в художественной школе, возможно уже знакомы с композицией и какими-то её правилами, и вам будет проще меня понять.

Виды композиции в фотографии

На протяжении всей своей жизни мы создаем композиции. Мы расставляем на столе посуду пред обедом – это уже композиция, раскладываем карандаши в коробке – и это композиция, делаем перестановку мебели, решаем что надеть – и это все композиция.

В переводе с латыни «Композиция» — «составление, сочинение, соединение». В этой статье речь пойдет о составлении композиции из отдельных частей.

Симметричная

В симметричной композиции все части строго уравновешены. Зачастую, симметричная композиция предполагает центральную точку съемки. Чаще всего симметричная композиция применяется в архитектурной и ландшафтной съемке. То есть поводом для создания симметричной композиции является скрытая или ярко выраженная симметрия в объекте/структуре объекта.

 

Центральная

Взяв в руки фотоаппарат, человек интуитивно старается расположить все важные, на его взгляд, объекты в центре кадра. Это и будет центральная композиция. Объект располагается точно в геометрическом центре кадра, на нём сосредоточено внимание фотографа и зрителя.

 

Диагональная

Диагональная композиция позволяет наиболее выпукло передать объемы предметов в кадре. В диагональных построениях кадра взгляд идет в глубину изображаемого пространства.

Неуравновешенная

Мы всегда обращаем внимание и задерживаем его в те моменты, когда у нас перед глазами что-то вот-вот может произойти. Например, мы смотрим с замиранием сердца на гимнаста в цирке, который идет по канату – а вдруг он вот-вот потеряет равновесие. Можно привести ещё примеры: малыш, который только-только учится ходить, или кто-то учится кататься на коньках… Что останавливает наше внимание на них? Отсутствие равновесия.
И в сюжете на фотографии также.

А ещё сегодня мы начнем изучать правила композиции. Все их я сразу рассказывать не буду – чтобы у вас в голове каши не было. Расскажу два.

Правило №1 – Объект и фон

Между объектом и фоном должна быть связь, взаимодействие. А зачастую получается так, что в фото «мы на фоне» — объект скучный, а фон становится главным действующим лицом. Бороться с этим несложно – нужно понять, что является главным, какой сюжет, как он связан с фоном.

В фотографиях «мы на фоне» возможны следующие сюжеты:

  • портрет, в котором фон придает снимку оттенки звучания, подчеркивает главный объект. В этом случае в кадре должно быть много человека (портрет), а самого фона мало.
  • фото архитектурного памятника – тут человек становится вторым планом, который может показать размер и величие сооружения, оттенить древность стен…
  • взаимодействие фона и человека – в этом случае мы хотим снять не просто пейзаж или портрет, а поймать настроение, эмоцию.

Композицию легко строить, когда уже известно зачем и определили что хотим снимать, что хотим сказать/показать этой фотографией. Чем точнее определен сюжет – тем четче и проще строить композицию, сразу будет понятно, что и как включить в кадр, а что оставить за кадром.

 

 

 

И еще – перед тем как нажать на кнопку, отвлекитесь от самого снимка, посмотрите – не попал ли в кадр какой-то ненужный объект. А то бывает так, что поддавшись настроению кадра фотограф может не заметить мусорный бак, например :)

Правило №2 – Структура и ритм

Наши глаза устроены так, что в любом изображении мы ищем структуру, даже если её там нет. Наши глаза ищут структуру всегда и всюду, в том числе и на фотографии. При этом на изображении в большей степени, так как в нем уже есть заданная структура – границы кадра. Если внутри границ кадра изображение будет хаотичным, то снимок практически никогда не будет красивым. Поэтому ритм – один из важных элементов композиции.

Ритм – это не только сочетание/чередование черных и белых пятен. Это может быть так же любой выразительный контраст , будь то сочетание фактур (гладкая-шершавая), или любых других контрастных цветов.

Талант фотографа проявляется в нахождении более тонких ритмов – графических контрастов или смысловых состояний: тяжелое-легкое, твердое-мягкое и т.д.

Как и в музыке, в фотографии ритм может быть разным – простым и равномерным или же пластичным и сложным.
Ритмы не ограничены ничем кроме вашей фантазии.

Внимательный взгляд может найти собственные структуры и ритмы.

Домашнее задание для участников нашей группы ВКонтакте:

По сегодняшней теме урока задания не будет. Задание будет творческое. Что-то вроде школьных сочинений по русскому языку, только у нас будет сочинение по фотографии.

Так вот – вам нужно снять фото на тему «Весна пришла!»

Оценивать буду технику — правильность исполнения фотографии, а также творческую часть — саму идею :) Вы можете фотографировать как кукол на природе, так и кукол без природы, так и саму природу и вообще все, что угодно по теме. Главное — не забудьте вспомнить всё, что мы прошли на предыдущих 5-ти уроках.

Жду ваших работ в этом альбоме!

 

При подготовке статьи также использованы материалы Светланы Статышнюк.

© 2011 ‐ 2018, Klio. Все права защищены.

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *