Урок 2: 6 основных схем освещения

Урок 2: 6 основных схем освещения

Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели.

В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:

  • Раздельный свет
  • Свет типа «Петля»
  • Свет Рембрандта
  • Свет «Бабочка»
  • Световой полуоборот
  • Теневой полуоборот

1. Раздельный свет

Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.
Малейший разворот головы может нарушить схему… или исправить ее. Чтобы не двигать лампы, можно передвинуть модель.

2. Освещение типа «Петля»

При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, мы ставим по диагонали источник света (чуть выше уровня модели), саму модель и отражатель. Так как мы снимаем кукол – в качестве отражателя нам вполне подойдет чистый альбомный лист. Я вместо него использовала белый фетр.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Ниже приведу пример сравнения фото сделанного с использованием отражателя (зеленая галочка) и без него (красный крестик).

3. Свет Рембрандта

Свет Рембрандта назван в честь художника Рембрандта, который часто использовал такой вид освещения для портретов. Для его автопортрета, опубликованного выше, использован именно такой свет. Освещение Рембрандта узнают по световому треугольнику на щеке модели.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа , при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.
Если Вы будете закрывать часть окна материей, как и я, выбирайте ткань нейтральных цветов: белую, серую, черную, можно бежевую. Если же вы возьмете какую-нибудь яркую, то на модели и даже на фоне у Вас проявятся цветовые рефлексы, которые зачастую портят фотографию тем, что искажают цвета на ней.

Цветовой рефлекс (от латинского reflexus — отражение)- Оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.

Другими словами, оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним.

Для примера я сняла фото со схемой Рембрандта, но закрыла нижнюю часть окна оранжевой тканью.

Вот сравнение: левая фото – с белой тканью, правая – с оранжевой.

4. Освещение «Бабочка»

Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком.


Наглядная схема:

Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели. Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели.

5. Световой полуоборот

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

6. Теневой полуоборот

Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной.

Наглядная схема:

Бэкстейдж:

Как только вы поймете разницу между схемами и типами освещения, можно приступать к практике. Чтобы подобрать нужную схему света для модели, нужно изучить ее лицо. Таким же образом подбирается настроение портрета, заданное светом.
Конечно, гораздо проще изменить схему света, перемещая его искусственные источники в студии. С солнечным светом и светом от окна все сложнее – их невозможно передвинуть. Поэтому вместо смещения света, нужно попросить модель развернуться, либо самому выбрать другую точку съемки.

Домашнее задание для участников Фото-Школы в нашей группе ВК:
Мы продолжим снимать портреты. Но теперь попробуем поставить правильный свет. Выберите для себя схему освещения, а из предыдущего урока вариант кадрирования и вперед! Жду Ваши работы в альбоме Домашнее Задание до 22:00 (МСК) четверга (20 февр.).

 

При подготовке использованы материалы: Digital Photography School

© 2011 ‐ 2018, Klio. Все права защищены.

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *